Главная » 2018 » Май » 28 » Болгария решила не строить атомную электростанцию «Белене»
11:35
Болгария решила не строить атомную электростанцию «Белене»
Болгария окончательно отказывается от проекта по строительству АЭС «Белене», соглашение о возведении которой София и Москва подписали в 2006 году. По данным болгарских СМИ, министр энергетики Болгарии сообщит об этом руководству России в четверг в ходе своего визита в Москву.

Тендер на достройку АЭС был объявлен в 2005 году и его победителем стал российский «Атомстройэкспорт». Проект предполагал строительство АЭС с двумя блоками суммарной мощностью более 2 тыс. МВт. Соглашение о сооружении АЭС было подписано 29 ноября 2006 года. В 2007 году российский проект был признан соответствующим всем европейским техническим требованиям к станциям с легководными реакторами нового поколения и 18 января 2008 года было подписано контрактное соглашение на сооружение станции. Но генеральный контракт на строительство не был подписан и строительство не началось. 31 марта истекает срок соглашения, российская сторона заявляла, что готова обсуждать его продление.

Отметим, что смена политического руководства в Болгарии привела к смене экономических приоритетов — широко анонсированные российско-болгарские проекты один за другим стали испытывать сложности, а затем и вовсе отменялись по инициативе Софии. Нефтепровод Бургас — Александруполис, газопровод «Южный поток», атомная станция «Белене» стали не очередным свидетельством дружбы и взаимовыгодного экономического сотрудничества «братских славянских» стран, а примером того, как политические игры могут порушить любой, самый выгодный бизнес.

О том, что София откажется от достройки «Белене» говорили давно. В середине марта премьер Болгарии Бойко Борисов в очередной раз заявил об этом. Борисов также сообщил, что в феврале направлял своих представителей в Москву, чтобы они довели эту информацию до российских представителей. Но глава Росатома Сергей Кириенко заявил 21 марта, что Болгария пока не уведомляла РФ об отказе от строительства АЭС. «Политического решения от правительства Болгарии Росатом не получал», — сказал он и призвал Болгарию как можно быстрее определиться принять какое-либо решение, которое внесет ясность в ситуацию.

26 марта Дмитрий Песков, пресс-секретарь премьер-министра России Владимира Путина, сообщил, что глава российского правительства провел телефонный разговор со своим болгарским коллегой, в ходе которого стороны договорились, о том, что в ближайшее время для обсуждения ряда совместных проектов в энергетической сфере Москву посетит министр энергетики Болгарии Делян Добрев.

По окончании состоявшегося в среду заседания болгарского правительства заместитель министра финансов страны Владислав Горанов сообщил журналистам, что на площадке, где сейчас ведется строительство АЭС «Белене», планируется построить теплоэлектростанцию на газовом топливе. Как сообщают болгарские СМИ, принято решение перенести почти готовый реактор станции на действующую АЭС «Козлодуй», доведя таким образом общее количество энергоблоков на единственной действующей в стране атомной электростанции до трех. При этом, якобы, София заплатит Москве за разработку данного реактора и его установку около 100 млн евро. Правда, как отметил Горанов в беседе с корреспондентом болгарской радиостанции БНР, пока еще не ясно, откуда правительство страны изыщет эти средства.

Директор департамента Due Diligence «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Александр Шток отмечает, что Болгария уже давно рассматривала возможность выхода из совместных с Россией энергетических проектов. «Этот курс Болгария взяла после смены правительства в 2009 году. Из трех масштабных российско-болгарских энергопроектов остался только газопровод "Южный поток". Явно, что подобная позиция Болгарии не свидетельствует об улучшении отношений между странами, — полагает он. — Впрочем, и о резком ухудшении взаимоотношений Москвы и Софии говорить не стоит. Во-первых, "Южный поток" — приоритетный для России проект — реализован все же будет и проблем здесь пока не предвидится. Во-вторых, сотрудничество в атомной сфере продолжится, но уже в рамках проекта "Козлодуй". Помимо нового реактора, российские атомщики продолжат поставлять топливо для болгарской АЭС. Кроме того, причины отказа от АЭС "Белене" стоит искать и в экономической плоскости. Для Софии финансирование столь крупного проекта в сегодняшних условиях довольно проблематично».

Аналитик считает, что вряд ли отказ Болгарии от АЭС «Белене» нанесет репутационный ущерб Росатому, поскольку причины отказа в любом случае не в качестве работ компании или финансовых запросах. «Если бы это было так, Болгария бы нашла альтернативу российской компании», — уверен он.

В среднем, стоимость строительства АЭС составляет около 10 млрд долларов, рассуждает начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин. «Разумеется, что финансирование строительства является одним из основных вопросов, кроме того, необходимо учесть доходы от дополнительного обслуживания атомной станции в течении срока ее эксплуатации, особенно в эпоху финансовых потрясений, — говорит он. — По данному проекту в самом начале основным инвестором должен был выступить германский концерн RWE, но в 2009 году он отказался от участия. Росатом позже был готов прокредитовать проект полностью при сохранении долей участников. Наверняка, данный вопрос явился не последним при решении отказа болгарской стороной от строительства. С другой стороны, после Фукусимской трагедии с дальнейшим глобальным развитием атомной отрасли еще не все ясно. А вот перспективы газа обозначены на десятилетия вперед. Поэтому Болгария поступает вполне себе в духе общего тренда».

Однако другие проекты Росатома по строительству атомных станций не могу зависеть только лишь от решения одной европейской страны, уверен Гречухин. «Формат экономического развития стран Юго-восточной Азии значительно отличается от европейского. И там при насущной потребности в энергии вряд ли будут оглядываться на единичные решения отдельных стран, которые в экономическом развитии несопоставимы по темпам глобального роста со странами этого региона, — полагает аналитик. — В целом необходимо учесть политико-экономический урок в отношениях. Глобальные проекты осуществлять здесь можно и, скорее, нужно, но с учетом большой рисковой составляющей, которую желательно четко просчитывать заранее».

Аналитики «Инвесткафе» Вячеслав Новожилов и Виталий Михальчук считают, что причинами отказа от строительства могли послужить не только нынешняя настороженность по отношению к АЭС, но и стоимость проекта — строительство АЭС в 2,5 раза дороже газовых аналогов по мощности. «Отношения деловые — вряд ли может идти речь об их ухудшении из-за одного проекта, но в дальнейшем могут продолжиться судебные споры по взаимным компенсациям. "Атомстройэкспорт" уже обращался в суд с подобным требованием летом 2011 года, осенью болгарская сторона подавала встречный иск, — напоминают они. — Для Росатома текущее решение, естественно, отрицательно — снижение портфеля зарубежных активов несет некоторые репутационные риски, но наличие определенности после длительных задержек и отсрочек слегка компенсирует негатив»

При этом, считают в «Инвесткафе», отказ болгарской стороны от строительства «Белене» едва ли сможет повлиять на решение других партнеров Росатома относительно их проектов. «Во-первых, российская компания один из мировых лидеров в этой сфере, во-вторых, портфель международных проектов не пострадал даже после прошлогодней аварии в Японии, — полагают аналитики. — Что касается South Strteam, то юридически для строительства "Южного потока" нет препятствий. "Газпром"  получил согласие на строительство с большинством стран, прежде всего была важна позиция Турции. Что касается Болгарии, то эта страна в конце 2011 года объявила  "Южный поток" национальным проектом и гарантировала его реализацию на своей территории. А политические риски всегда принимаются во внимание при утверждении крупных проектов, не думаю, что в Болгарии они особенно велики».

Учитывая, что ситуация со строительством АЭС в Белене складывалась весьма непросто в последнее время, российская сторона даже подавала иски к болгарской стороне, вариант окончательного отказа Болгарии от строительства АЭС не стал для России неожиданным, указывает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Поэтому и экономические отношения между нашими странами в целом не претерпят серьезных изменений. К тому же, хоть и было принято такое решение, но уже построенная инфраструктура станции будет использоваться для строительства ТЭС, а реактор будет перенесен на АЭС "Козлодуй", России также будет выплачено порядка 100 млн евро. То есть "расстаемся" мы вполне мирно с Болгарией, — говорит он. — Многие проекты Росатом уже осуществляет в других странах, и там ориентируются на собственные потребности в электроэнергии и тепле, а не на то, какая страна отказалась от развития атомной энергетики у себя. К тому же негативного фона не возникнет и потому, что Болгария самостоятельно приняла такое решение, у нее нет никаких претензий к России, а значит, репутация наших атомщиков осталась на высоте. Наоборот, какие-то страны, увидев, что Россия отчасти "освободилась" от болгарского проекта, и появились свободные ресурсы, могут обратиться к нам с просьбой построить АЭС в их стране».

Аналитик отмечает, что политические риски учитываются при осуществлении любого крупного, а уж тем более межгосударственного проекта. «Но предусмотреть все такие  "эскапады" иностранных властей просто физически невозможно, и риск остается всегда, — говорит он. — Но, как я уже говорил, России не стоит расстраиваться из-за этого отказа. Во-первых, потому, что через какое-то время власти Болгарии могут пересмотреть свое решение. Во-вторых, потому, что репутация Росатома нисколько не пострадала, наоборот, она укрепилась, потому что компания сделала все, чтобы проект состоялся. И, в-третьих, на место этого проекта придут другие, из других стран, и наша атомная отрасль сохранит свои лидирующие позиции в мире».

Аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова согласна с тем, что отказ Болгарии от строительства АЭС, скорее всего, не окажет серьезного влияния на экономические отношения между двумя государствами. «Безусловно, Россия теряет важный и перспективный проект, который мог бы принести прибыль. Однако, с учетом того, как долго Болгария откладывала подписание договора, надежды на реализацию этого строительства изначально были слабыми, — говорит она. — При принятии решения о строительстве АЭС все государства опираются, прежде всего, на собственную оценку необходимости этого объекта в энергосистеме и на наличие средств, которые нужны для строительства такой станции. Поэтому отказ Болгарии никак не повлияет на реализацию за рубежом подобных проектов. Неустойчивость политической составляющей, безусловно, учитывать нужно. Но в данном случае "Южный поток" и АЭС "Белене" нельзя сравнивать, так как строительство газопровода является не только экономическим, но и политическим решением стран-участниц, в котором все они крайне заинтересованы. Риски для крупных российских финансовых вложений на Балканах существуют, однако они незначительны в сравнении с теми доходами и перспективами, которые открывает подобное сотрудничество».

Просмотров: 229 | Добавил: predseomit1985 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0